Медицинские лекции (главная)

 

            Л Е К Ц И Я  по  П С И Х И А Т Р И И

 

                       ВВОДНАЯ ЛЕКЦИЯ

 

 

                          ВВЕДЕНИЕ

     Психиатрия, являясь самостоятельной клинической дисцип-

линой, вместе  с  тем  неотделима  от  всех  других разделов

медицины. При всякой болезни страдает весь организм,  а сле-

довательно, в той или иной мере и психика. Поэтому вне зави-

симости от характера своей специальности каждый  врач,  рас-

познавая любую  болезнь,  всегда исследует и его психическое

состояние(сознание,настроение, поведение,  отношение к своей

болезни). Всякая терапия, включая и хирургическое вмешатель-

ство, неразрывно связана с влиянием на психику,  с чем также

всегда считается врач любой специальности.

     Исследование отклонений со стороны психики и все попыт-

ки влияния  на нее возможны лишь при наличии знаний психиат-

рии. При отсутствии таких знаний понимание психического сос-

тояния больных  и попытки воздействия на него,  как правило,

осуществляются лишь в пределах знахарства.

 

              1. ПРЕДМЕТ И ЗАДАЧИ ПСИХИАТРИИ.

              ПОНЯТИЕ О ПСИХИЧЕСКИХ БОЛЕЗНЯХ.

     Психиатрия (психе - душа,  иатреиа - лечение) - наука о

проявлениях, этиологии и патогенезе психических болезней, их

предупрждение, лечении и организации помощи. Развитие психи-

атрии исторически сложилось так, что область ее исследования

неограничилась психозами,  но распространилась и на неврозы,

а также психические изменения,  наступающие при соматических

болезнях.

     Психиатрия является  частью медицины - медицинской дис-

циплиной. В свою очередь она разделяется на общую психиатрию

(общую психопатологию),  изучающую симптоматологию психичес-

ких болезней, их основных причины, общие условия происхожде-

ния, закономерности развития, и частную психиатрию, исследу-

ющую отдельные психические болезни.  В результате  прогресса

психиатрии и  расширения  поля  деятельности образовались ее

отдельные отрасли (специальности):  детская психиатрия, изу-

чающая психические  заболевания  детского возраста;  военная

психиатрия, исследующая особенности психических заболеваний,

возникающих в  армии.  их предупреждение и лечение,  а также

вопросы военно-психиатрической экспертизы; судебная психиат-

рия, разрабатывающая  проблемы  судебно-психиатрической экс-

пертизы, психиатрические критерии невменяемости и  недееспо-

собности, правового     положения     психически    больных;

психиатрическая трудовая экспертиза, занимаюющаяся вопросами

трудоспособности при психических болезнях, проблемами трудо-

вой компенсации,  трудоустройства инвалидов; организационная

сихиатрия, разрабатывающая  методы и формы профилактики пси-

хических заболеваний и психиатрической помощи,  осуществляю-

щая статистическое  исследование психической заболеваемости;

психогигиена, занимающаяся  изучением  вопросов   укрепления

психического здоровья населения и предупреждения психических

заболеваний.

     Специализированными разделами психиатрии становятся па-

тофизиология,биохимия, электрофизиология,     патологическая

анатомия и гистология психических болезней,  а за  последнее

время -  психофармакология  (ветвь  фармакологии,  изучающая

действие лекарственных средств и ядов на психику).

     В обычной практической деятельности первоначальное рас-

познавание психического заболевания или подозрение о нем ча-

ще впервые возникает не у психиатра,  а у врача иной  специ-

альности, главным образом у терапевта,  к которому бращаются

больные в первую очередь, вне зависимости от характера своей

болезни. Это и налагает на терапета ответственность за ранюю

диагностику психической болезни, которой во многом определя-

ется дальнейшая судьба больных. Раняя же диагностика возмож-

на лишь при наличии знаний  основ  психиатрии.  Психиатры  в

свою очередь  при  исследовании и лечении психически больных

постоянно обращаютя за помощью к врачам других  специальнос-

тей. Без тщательного изучения всех отклонений в соматике не-

возможно достаточное понимание психических болезней, особен-

ностей их происхождения.

     Определение понятия "психические болезни"  менялось  по

мере развития психиатрии и в связи с включением в ее область

нерезко выраженных психических расстройств.

     Под собственно психическими болезнями,  которые называ-

ются также  психозами,  понимают такое расстройство деятель-

ности головного  мозга,  при  котором  психические   реакции

становятся патологическими,  т.е.  резко, грубо противоречат

реальным отношениям.  Психозы характеризуются  расстройством

отражения реального  мира  (осознавание объективного бытия и

самосознание) и поведения. Патологическое состояние головно-

го мозга  может  вести  и к более легким изменениям психики,

без расстройства отражения реального  мира  и  существенного

изменения поведения.  К таким психическим болезням относятся

неврозы, психопатии психическая  дисгармония).  Установление

разлияия между психозами и другими психическими заболевания-

ми имеет не только теоретическое,  но и практическое  значе-

ние. При  наступлении  психозов больные становятся недееспо-

собными, при   совершении   общественно   опасных   действий

признаются судом неответственными,нуждающимися в медицинских

мерах защиты;  они не могут избирать и не могут быть избран-

ными в  государственные  и  общественные органы.  Однако это

различие не абсолютно.  В начальном периоде развития  многих

психозов, при благоприятном их течении или во время ремиссии

расстройства отражения реального мира не  наступает,  созна-

ние, самосознание и поведение существенно не расстраиваются.

 

 2.ПОНЯТИЕ О СИМПТОМАХ И СИНДРОМАХ ПСИХИЧЕСКИХ ЗАБОЛЕВАНИЙ

     Эффективность в изучении вопроса о  симптомах  возможна

при  выявлении  психопатологической  и  психофизиологической

значимости их в структуре синдрома.  Примером могут  служить

дискуссии о первичных и вторичных, негативных и продуктивных

психопатологических симптомах.  Так, J.H.Jacrson (1864), ис-

ходя из своей теории диссолЮции,  поставил вопрос о негатив-

ных симптомах,  возникающих  вследствие  поражения  "высшего

слоя",  и  позитивных симптомах,  развивающихся в результате

высвобожденного функционирования более глубоких "слоев  пси-

хики".  E.Bleuler  (1911)  предлагал выделять при шизофрении

симптомы основные (стойкие изменения мышления,  чувств и от-

ношения к окружающему миру) и "добавочные", преходящие (гал-

люцинации и бредовые идеи),  а также  первичные  (непосредс-

твенно  вызванные болезненным процессом) и вторичные (возни-

кающие как реакции на болезнь). Это подразделение психопато-

логических симптомов  принимают  во  внимание  и в настоящее

время.

     Физиологические исследования позволяют  утверждать, что

существуют симптомы  раздражения,  выпадения  и  компенсации

функций мозговых структур. Но пока лишь приблизительно можно

предполагать первичность  или вторичность наблюдаемого приз-

нака (в  смысле  очаговости,  приуроченности  к  конкретному

уровню функциональной системы и последовательности развития).

     На основании данных анализа развития учения о  психопа-

тологических синдромах  А.С.Кронфельд  (1940) пришел к выво-

дам, имеющим научную ценность и в настоящее время.

     1. Синдромологические исследования целесообразны и пло-

дотворны лишь постольку,  поскольку  они  ведутся  в  рамках

клинико-нозологической систематики.  Противопоставление кон-

цепции "эндогенных процессов" (E.Kraepelin,  1898) и концеп-

ции "экзогенных    типов   реакций"   (K.Bonhoeffer,   1910)

теоретически и клинически ошибочно,  так как  психопатологи-

ческий синдром есть результат взаимодействия фило- и онтоге-

нетического предрасположения ("преформированных механизмов",

по E.Kraepelin, 1920) и внешних болезнетворных факторов.

     2. При различных болезнях может  быть  один  и  тот  же

синдром, возникновение которого бывает в определенной степе-

ни обусловлено  дисгармоничностью конституции,  своеобразием

течения или локализацией процесса.

     3. При одном и том же заболевании синдром  может  иметь

различную структуру,  может вызываться непосредственно пато-

логическим процессом или возникать как реакция личности.

     4. Хотя синдром не специфичен, однако может иметь опре-

деленные, свойственные ему признаки. Не синдром как таковой,

а особенности  его структуры в отдельных случаях дают указа-

ние на то, какое заболевание лежит в его основе.

     5. Одинаковые  синдромы могут возникать из конституцио-

нальных особенностей личности и быть  обусловлены экзогенным

процессом. Нет ни одного синдрома,  который мог бы возникать

только эндогенным путем,  но вопрос о существовании исключи-

тельно экзогенно обусловленных синдромов остается открытым.

     6. Индивидуально-унаследованная патологическая предрас-

положенность может  принимать участие в патогенезе психозов,

но никогда не бывает фактором,  достаточным  для  объяснения

этого патогенеза.  Основа синдрома неодинакова при различных

случаях и формах заболевания, при этом она не может быть ис-

ключительно наследственной,   индивидуально-конституциональ-

ной, хотя ее и следует учитывать наряду с другими факторами.

     7. Клиническое  выражение психопатологического синдрома

не всегда специфично в отношении вызвавшей его  причины, так

как она  в  ряду случаев лишь предполагаема.  На структуру и

динамику психопатологического синдрома оказывают влияние ха-

рактер, интенсивность,  качество  патологического  процесса,

локальность и глобальность диссолюции функций, общее состоя-

ние организма и особенности личности,  а также общепатологи-

ческие закономерности течения болезненного процесса.

 

     3. КЛИНИЧЕСКИЙ ПСИХИАТРИЧЕСКИЙ МЕТОД ИССЛЕДОВАНИЯ

     Клиническое психиатрическое исследование осуществляется

путем расспроса больных, собирания субъективного (от больно-

го) и  объективного (от родственников и знакомых) анамнеза и

наблюдения. Расспрос является основным приемом психиатричес-

кого исследования.  Многие симптомы психического заболевания

выражаются в  наличии  преимущественно  субъективных   расс-

тройств; их  существование  и  особенности  можно обнаружить

лишь при помощи умело проведенного  собеседования.  К  таким

симптомам относятся навязчивые  явления,психический  автома-

тизм,  большинство вербальных галлюцинаций,  паранойяльный и

параноидный бред,  начальные признаки депрессии,  астении  и

многие другие.  Существенные особенности психических наруше-

ний, хотя и проявляющиеся во вне в форме различных нарушений

поведения,  также  возможно определить лишь при помощи расс-

проса.  Многие симптомы делирия,  онейроида  устанавливаются

только на основании высказываний больных как в период помра-

чения сознания,  так и в светлые промежутки. При всех психи-

ческих  заболеваниях  до тех пор,  пока у больного сохранена

способность речи,  расспрос является главной частью исследо-

вания.

     У ряда  больных,  особенно  при отрицании ими наличия у

себя психических нарушений,  только в  результате  подробной

беседы устанавливается действительное положение.  При неуме-

нии расспрашивать можно не обнаружить бреда, депрессии, пси-

хического автоматизма, ошибиться в диагнозе, не оценить пра-

вильно состояния,    просмотреть    развивающийся    психоз,

необходимость строжайшего   наздоза,  срочного  помещения  в

больницу со всеми вытекающими отсюда последствиями.

     Для обнаружения психического заболевания и всех особен-

ностей его проявления расспрос необходимо проводить с умени-

ем и знанием дела. Умению расспрашивать больных нужно учить-

ся и совершенствоваться так же,  как любой  другой  методике

врачебного исследования. Установление психических отклонений

возможно лишь при всестороннем знании их особенностей,  зна-

нии, не  только усвоенном по учебникам и руководствам,  но и

приобретенном при практическом обучении,  лично исследовании

больных. Только  при таком знании возможно квалифицированное

психиатрическое исследование.

     Успех исследования путем расспроса зависит не только от

знаний исследующего, но и от умения расспрашивать. Это опре-

деляется не  одним  лишь опытом врача,  но и его личными ка-

чествами. Каждый психиатр разговаривает с больными "по-свое-

му". Важно,  чтобы  расспрос "по-своему" не был стандартным,

одинаковым со всеми больными.  От  умения  просто,  искренне

разговаривать с любым больным о его страданиях, с каждым по-

иному,исходя из индивидуальных особенностей больного, в зна-

чительной мере  зависит успех исследования;  такое поведение

врача обязательно не только в психиатрии,но и во всех других

медицинских дисциплинах,  где дело идет о человеке, наделен-

ном сознанием, мышлением, речью, эмоциями.

     При исследовании  надо  беседовать  просто и естествен-

но,вести обыкновенный разговор об обыденном.  При таком  ха-

рактере собеседования   совершенно   естественно  выясняется

многое, даже вопреки желанию больного, если он замкнут и пы-

тается скрыть от врача свою болезнь (диссимуляция психичекой

болезни).

     Обычное содержание расспроса больного обыденное: причи-

ны, заставившие обратиться к врачу,  особенности  проявления

заболевания. Расспрашивая больного и задавая ему только нуж-

ные для исследования вопросы,  нужно внимательно выслушивать

его ответы,  ничего не упуская и всегда уточняя то, о чем он

рассказывает. Некоторые молодые психиатры,  убежденные в не-

погрешимости своих книжных знаний, по неопытности расспраши-

вают больного в безапелляционной форме,  подсказывая ему тем

самым утвердительный  ответ.  При  таком приеме исследования

галлюцинации,явления навязчивости,  депрессия и другие нару-

шения обнаруживаются там,  где на самом деле их нет. При со-

общении больным о том или другом расстройстве  или  при  его

утвердительном ответе  на  соответствующий вопрос необходимо

всегда просить  привести  соответствующий  пример,  подробно

описать все проявления,  все обстоятельства наступления того

или иного нарушения.  Предоставив больному возможность  сво-

бодно рассказать  о  своем  заболевании,  нужно вместе с тем

всегда руководить расспросом.

     Расспрос необходимо  вести без родственником и знакомых

больного, в присутствии которых он обычно смущается,  стано-

вится более молчаливым, недоступным. То, что больной скрывал

от родных,  он в присутствии их утаит и от врача. Никогда не

нужно соглашаться на разговор с больным в качестве знакомого

родных, сотрудника  учреждения,  представителя  общественных

организаций и т.п.,  а не врача-психиатра:  при исследовании

нельзя обманывать больного,  подрывая этим столь  неободимое

для разпознавания всех особенностей болезни и назначения ле-

чения доверие к себе.

     Расспрос неотделим от наблюдения.  Расспрашивая больно-

го, мы наблюдаем,  а наблюдая,  задаем возникающие в связи с

этим вопросы. Для диагностики заболевания, установления всех

его особенностей необходимо внимательно следить за поведени-

ем больного - выражением его лица,  интонацией голоса, улав-

ливать его малейшие изменения, отмечать все движения больно-

го. Психические   нарушения  в  том  или  ином,  часто  едва

заметном виде сказываются во внешнем облике  больных,  в  их

поведении.

     Врачебное наблюдение в стационаре дополняется  наблюде-

нием медицинской  сестры  и младшего медицинского персонала.

Это дополнительное наблюдение имеет  оромное  значение,  так

как позволяет  своевременно  обнаружить малейшее изменение в

состоянии больного.

     Для распознавания  болезни,  помимо точного определения

настоящего состояния,  необходимо   установление   характера

предшествующих изменений,  т.е.  знание  анамнеза  болезни и

жизни.

     Собирание субъективного анамнеза неотделимо от расспро-

са. При установлении того или иного расстройства одновремен-

но выясняется давность его существования,  характер развития

в прошлом,  взамен какого или наряду с каким нарушением  оно

возникло. У многих возникновение имеющихся в настоящее время

нарушений теряется в далеком прошлом.

     При собирании субъективного анамнеза всегда имеют в ви-

ду особенности освещения его больным и в настояще время  на-

ходящимися под  влиянием патологического состояния (бредовая

интерпретация прошлого,  конфабуляции, забвение), что харак-

теризует не анамнез,  а данное состояние больных, их статус.

В истории болезни данные статуса  и  субъективного  анамнеза

для удобства изложения заносятя отдельно.

     При собирании анамнеза обращают  внимание  на  наследс-

твенную отягощенность родителей:  на состояние здоровья, бо-

лезни, травмы матери больного во время беременности этим ре-

бенком; на  то,  как  протекали у нее роды.  Устанавливаются

особенности физического и психического развития  больного  в

раннем детстве. Выясняются болезни, отклонения в период раз-

вития, физические и психические травмы в последующие детские

годы; наличие  в это время навязчивых явлений,  импульсивных

влечений, ночных страхов, снохождения, припадко, время прек-

ращения ночного мочеиспускания; отношение больного в детстве

к родным,  сверстникам, успехи в школе, черты характера, его

формирование; успехи  в  дальнейшем  образовании,  в работе;

последующее формирование характера, его изменений в возрасте

полового созревания;  юношеские  увлечения,  половая  жизнь,

злоупотребление наркотиками; дальнейшие возрастные изменения

характера, семейная жизнь,  производственная работа, общест-

венная деятельность,  отношения с сослуживцами,  с  родными,

круг интересов; физические и физические травмы, предшествую-

щие психические заболевания,  перенесенные соматические  бо-

лезни, интоксикации.

    Тщательно выясняется начало  заболевания, предшествующие

и непосредственные  обстоятельства  его наступления,  первые

признаки, их последующее развитие, дальнейшее течение. Уста-

новление всего этого должно быть выполнено настолько обстоя-

тельно и точно,  чтобы можно было  определить  характер  тех

расстройств, с  которых началось заболевание,  и последующие

изменения при дальнейшем его развитии вплоть  до  последнего

времени.

     Объективный анамнез собирается у  близких родственников

больного, их знакомых,  сослуживцев, соседеней, лиц, хорошшо

его знающих. При собирании объективного анамнеза также уста-

навливаются особенности  физического и психического развития

больтного в детстве и юношеском возрасте, черты его характе-

ра, условия  жизни и работа.  Особое внимание нужно обратить

на начало болезни, ее первые признаки, изменение поведения и

работспособности больного, изменение его отношения к родным,

окружающим; перемену интересов, появление странностей; отно-

шение самого больного к своему заболеванию (скрывал,  делил-

ся, объяснял особым образом).

     Рассказом родственников и знакомых о развитии заболева-

ния необходимо   руководить.   Нередко    вместо    описания

проявлений болезни  они  пытаются изложить свои догадки о ее

причинах или описывают свои переживания в связи с  заболева-

нием близкого человека.

     Дополнительным материалом психиатрического исследования

у некоторых больных служит самоописание своей болезни, пись-

ма, рисунки и другой вид творчества во время нее.

     Наряду с  психиатрическим исследованием при психических

болезнях обязательно производится неврологическое исследова-

ние. Это  необходимо  потому,  что  ряд психических болезней

возникает в результате грубо органического поражения  голов-

ного мозга,  многие  психические болезни сопровождаются раз-

личными неврологическими нарушениями, расстройствами вегета-

тивной системы.  Исследование нервной и вегетативной системы

должнол выполняться по правилам,  установленным невропатоло-

гией. В  необходимых случаях нужно исследовать глазное дно и

провести отоневрологическое обследование.

     Психические болезни  сопровождаются соматическими изме-

нениями, некоторые из них возникают в  результате внутренних

заболеваний, нередко сопутствуют им. Поэтому тщательное исс-

ледование, постоянное наблююдение за соматическим состоянием

больных является обязательным.

     Не менее обязательно лабораторное исследование. для ус-

тановления характера  и  особенностей соматических изменений

производится всестороннее исследование крови, мочи, в случае

надобности мокроты, желудочного сока, кала и др. В необходи-

мых случаях производят микробиологические и вирусологические

исследования. При психических болезнях, возникающих на почве

грубо  органического  поражения головного мозга,  необходимо

исследование спинномозговой жидкости.

     Из других методов обследования в психиатрической клини-

ке широко используются электролэнцефалография, краниография,

психологическое исследование,  которые  будут  рассмотрены в

соответствующих лекциях.

 

       4. РАСПРОСТРАНЕННОСТЬ ПСИХИЧЕСКИХ РАССТРОЙСТВ

     Распространенность психических расстройств в  последние

годы неуклонно увеличивается.  Так, за период с 1900 по 1983

г.г.  в 15 экономических развитых странах мира среднеежегод-

ным показатели распространенности

     - психозов увеличились в 3,4 раза

     - психопатий           в 4,1 раза

     - старческих психозов  в 19,3 раза

     - олигофрений          в 28,8 раза

     - хронического алкоголизма - в 40,0 раза

     - группы "неврозов"    в 40,6 раза.

     Показатель распространенности ППР в последние годы сос-

тавляет 90-140 и более случаев на1000 работащих (1988 г.). В

ВС также произошло увеличение заболеваемости по всем контин-

гентам и группам болезней Y класса. С 1980-1988 г.г. заболе-

ваемость среди  военнослужащих увеличилась в 1,3 раза, среди

призывных контингентов в 1,6,  в 4 раза (а  по  строительным

войскам в 6 раз),  увеличилась увольняемость по наркоманиям.

Показатели заболеваемости психозами остатся  стабильными как

у рядовых, так и офицерского состава. У рядовых рост заболе-

ваемости произошел за счет прочих психических  расстройств и

в еньшей степени за счет неврозов.  Неврозы у рядовых соста-

вили 61,2%,  у офицеров - 84,4%.  Основными причинами  роста

заболеваемости являются у призывников - недостатки здоровья,

у офицеров - условия службы,  обитания (быта). Около 30% во-

еннослужащих обследуется в гражданских больницах.

 

    5. ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ОКАЗАНИЯ ПСИХИАТРИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ

     Ранее созданная система психиатрической помощи ориенти-

ровалась  главным образом на тяжелых психотических больных и

оказалась не очень пригодной для пограничных больных.  В ре-

зультате  лишь  25-30%  всех психически больных обращаются в

ПНД в настоящее время.  Болезненность психическими заболева-

ниями сейчас унас в стране составляет 14-15 млн.  (а состоит

на учете 5,5 млн.человек),  а общая сумма,  затрачиваемая на

них,  4,5 млрд.руб. (в США - 29 млрд.долларов). Следователь-

но,  нужен переход от остаточного принципа финансирования  к

получению повышенных ассигнований на нужды психиатрии, поиск

новых источников финансирования,  более  гибких  механизмов,

включая хозрасчет и самофинансирование.  Мировая тенденция в

психиатрии - это сдвиг психиатрической помощи с  больничного

на внебольничный уровень. Значительная часть непсихотических

больных не обращается за помощью в ПНД и  помощи  неполучает

вовсе или обращается в районные поликлиники или лечебные уч-

реждения непсихиатрического профиля (таких 18-25% от нуждаю-

щихся в помощи). Таким образом, назрела необходимость созда-

ния системы территориальных ЦПЗ как комплекса  разного  типа

внебольничных  учреждений  и организаций,  т.е.  по сути ПНД

должны быть переименованы  в  "районные  (городские)  центры

психического здоровья". Части больным оказание помощи и ухо-

да  может  быть  перенесено  в  домашние  условия  (семейный

врач-психиатр).

     Можно сформулировать следущие основные принципы  оказа-

ния  психиатрической  помощи  в условиях стихийных бедствий,

катастроф и аварий:

     - профессионализм  (способность грамотно и своевременно

организовать и провести в максимальном объеме  психиатричес-

кую  помощь,  исходя из имеющихся сил и средств,  конкретных

условий обстановки);

     - приближенность  (максимальное  приближение психиатри-

ческой помощи к пострадавшим в очаге и лицам,  участвущим  в

ликвидации последствий аварий);

     - неотложность (выполнение лечебных  и реабилитационных

мероприятий в  возможно  ранние сроки после выявления психи-

ческих расстройств);

     - надежность (формирование уверенности у личного соста-

ва в обязательном и своевременном получении медицинской  по-

мощи);

     - простота (общедоступность,  простота организационных,

лечебных и реабилитационных мероприятий);

     - индивидуальность - (оказание психиатрической помощи с

учетом личности  пострадавшего и индивидуального своеобразия

клинических проявлений,  анализа чувствительности к  психот-

равмирующим факторам).

     Кроме того,  необходимо соблюдать преемственность в ле-

чении и эвакуаци по назначени.

    

                         ЗАКЛЮЧЕНИЕ

     Проявления психических болезней выражаются, таким обра-

зом, в  разнообразном изменении различных сторон психической

деятельности. При них нарушается восприятие реального, изме-

няется течение мыслей, извращаются суждения, слабеет память,

без объективного повода меняется настроение, совершаются не-

мотивированные поступки, помрачается сознание.

     Расстройство различных сторон  психической деятельности

изменяет, а нередко и нивелирует, иногда навсегда, индивиду-

альность заболевшего;  поэтому о психических заболеваниях  и

говорят как о болезнях личности.

     В данной лекции лишь  обозначены  основные  направления

изучения патологии личности. Подробно эти вопросы освещаются

в следующих разделах лекционного курса, посвященных изучению

общей психопатологии  и  частной психиатрии.  В целом,  если

сейчас психиатрию понимают как науку о психических  болезнях

и  психическом здоровье,  то в будущем акцент все-таки будет

смещаться на заботу о психическом здоровье.

 

 

Используются технологии uCoz