Л Е К Ц И Я по П С И Х И А Т Р И И
РАССТРОЙСТВА МЫШЛЕНИЯ
_ВВЕДЕНИЕ
Выделяются различные клинические формы интеллектуаль-
но-мнестического снижения, общим при которых являются пато-
логия познавательной деятельности, снижение работоспособнос-
ти и нарастание общей психической беспомощности. Эти наруше-
ния могут носить как продуктивный характер (бредовые идеи,
псевдореминисценции и т.д.), так и проявляются в виде сниже-
ния (деменция, олигофрения).
_21. ПАТОЛОГИЯ МЫШЛЕНИЯ, РЕЧИ И ИНТЕЛЛЕКТА
Мышление - способность человека абстрагироваться от
конкретного, образного и оперировать абстрактными (образными
или словесными) категориями,отражащими ранее восприняту ре-
альну действительность. Источником и основой мышления явля-
ются ощущения, восприятия, представления и вытекающие из
этого запасы памяти, которые в виде образов или словесных
символов предметов окружащей действительности служат состав-
ными элементами мыслительных операций. С помощь мышления че-
ловек выходит за пределы чувственного познания и приобретает
способность прогнозировать свою деятельность. Мышление имеет
общественно-исторический характер, непосредственно связано с
речью и существует в материальной словесной форме.
И.М.Сеченов (1947) мышление считал руководителем дейс-
твий, так как только с осознанием цели и смысла действие
становится целесообразным и целенаправленным. Однако источ-
ником человеческих действий являются осознанные потребности.
Основные элементы (логические формы) мышления - это по-
нятия, суждения и умозаклчения (индуктивные и дедуктивные).
В процессе мышления осуществляются анализ, синтез и обобще-
ние познаваемого материала, а также создатся соответствующие
гипотезы своего поведения и действий, правильность которых
проверяется в практической деятельность. Выделят нагляд-
но-действенное, наглядно-образное (конкретно-образное), сло-
весно-логическое, творческое (эвристическое) мышление и ин-
туици. В творческих видах деятельности большое значение
имеет воображение - способность к образному представлени ки-
нечного результата и создани программы своих действий в ре-
шении проблемных ситуаций. Мышление осуществляется по зако-
нам формальной логики - тождества, исключенного третьего,
достаточных оснований.
Мысль является сложнейшим обобщенным отражением дейс-
твительности, направляющимся определенными мотивами, и со-
вершается в слове (Л.С.Выгодский, 1934). Как отмечал А.Р.Лу-
рия (1975), мотив вызывает возникновение замысла (мысли),
который дальше превращается во внутреннюю речь (с определен-
ным содержанием, но свернутую и грамматически аморфну) и во
внешню речь с присущей ей грамматической структурой. Замы-
сел, мысль, внутренняя и внешняя (экспрессивная) речь, отра-
жая субъективные мотивы, вытекащие из отношений с реальной
действительность, имет сложные внутренние механизмы. Эти ме-
ханизмы выполнят кодирование замыслов в словесные смысловые
символы и декодирование чужой речи с ее пониманием и образо-
ванием соответствущих собственных смыслов, мыслей. В реали-
зации мыслительной и речевой деятельности принимат участие
наиболее сложные функциональные системы головного мозга. Со-
ответственно нарушения в этих системах и механизмах мыслеоб-
разования и реализации мысли во внутренней речи составляют
основу разнообразных расстройств мышления.
В детском возрасте мышление развивается от нагляд-
но-действенного через наглядно-образное к абстрактно-логи-
ческому. Особенности условий воспитания, семейный тип мышле-
ния и различные болезни, несомненно, оказывают существенное
влияние на формирование мышления ребенка. Перенесенные забо-
левания и другие неблагоприятные факторы, в том числе соци-
ально-психологические, могут привести к дисгармонии и за-
держке умственного развития. Изредка у детей наблдается
раняя взрослость типа мышления, возникновению чего часто
способствут жизненные обстоятельства. На особенности мышле-
ния накладывает отпечаток и профессиональная подготовка. В
пожилом и старческом возрасте отмечатся замедление живости
мыслительных процессов, их инертность, застреваемость на не-
существенных деталях, снижение творческих возможностей.
Индивидуальная характеристика мышления, то есть качест-
во ума, вклчает широту и глубину, самостоятельность, критич-
ность и гибкость, последовательность и быстроту мыслительных
операций. Качество мышления в совокупности с качеством памя-
ти в основном определят уровень интеллекта, то есть способ-
ность приобретения и вторческого использования знаний и жиз-
ненного опыта.
Нарушения мышления разнообразны и сложны. Поскольку
"мысль совершается в речи", основным методом определения
состояния мышления и его нарушений является оценка речевой
продукции (внешней и письменной речи), а также адекватности
выполнения различных заданий, поступков и поведения человека
в определенных ситуациях.
Нарушения памяти и мышления в виде их недоразвития или
вызванного поражением мозга дефекта служат основной характе-
ристикой патологии интеллекта, клиническими формами которой
являтся олигофрения и деменция. При олигофрении речь идет о
задержке интеллектуального развития с раннего детского воз-
раста, о недоразвитии интеллекта и соответственно об отсутс-
твии адекватного формирования трудовых и социальных навыков,
то есть дефект касается непременно всех сторон личности.
Деменция - снижение или грубое нарушение интеллекта
вследствие органического поражения головного мозша; она мо-
жет быть лакунарной (с сохранением "ядра личности" - мораль-
но-этических свойств) и тотальной, прогредиентной (нараста-
щей( и регредиентной, то есть с некоторым восстановлением
пострадавших психических функций, например после лечения
прогрессивного паралича, постинсультного состояния. В клини-
ческой практике известны случаи преходящей пневмдоорганичес-
кой деменции (В.А.Гиляровский, 1946), картина которой вызы-
вается функциональными нарушениями (затяжная форма
оглушенности), и псевдодеменции (острая истерическая реак-
ция).
Кроме олигофрении и деменции, к нарушениям интеллекта
относят психический инантилизм и психоорганический синдром,
при которых не наблдается грубых мнестических расстройств,
но суждения и умозаклчения, как и поведение в целом, незрелы
и наивны либо прямолинейны и не сопровождатся критической
оценкой.
Понятие "интеллект" не имеет однозначного определения.
В учебниках "Общей психологии" под редакцией А.В.Петровского
(1977) и под редакцией В.В.Богословского (1981) интеллект
трактуется какуровень умственного развития, способностей,
характеристик мышления. А.Н.Леонтьев (1981), G.Clau и соав-
торы (1976) рассматриват интеллект как уровень мыслительных
операций в совокупности с мотивационной и эмоциональной сфе-
рой, как способность осознанного и целенаправленного усвое-
ния и вторческого использования опыта в новых условиях. В
связи с этим авторы предостерегают от переоценки значения
"интеллектуального коэффициента".
_22. КЛАССИФИКАЦИЯ ОЛИГОФРЕНИЙ
Новые данные в области этиологии и патогенеза олигофре-
ний дают основание считать , что наиболее удобным и соот-
ветствущим клиническим данным является деление олигофрений
на три группы в зависимости от времени воздействия вреднос-
ти. Первая группа олигофрений обусловлена патологической
наследственностью или поражением генеративных клеток (семей-
ные фформы); вторая связана с вредностями, действовавшими на
разных этапах внутриутробного периода: в первые месяцы - на
эмбриона, в последущие - на плод; третья вызвана повреждени-
ем нервной системы во время родов и в первые месяцы ( и го-
ды) жизни ребенка. Кроме того, наряду с выделенным группами
олигофрений, которые можно назвать "простыми", существут и
осложненные формы, связанные с гидроцефалией, эндокринными
нарушениями и другими факторами. Внутри каждой из этих групп
следует проводить дальнейшую дифференциацию по клинической
картине, а иногда и по анатомическим данным.
Классификация
1 г р у п п а. Наследственные и семейные формы олигоф-
рении.
А. Клинические формы с врожденным нарушением различных
видов обмена (белкового, углеводного, липоидного).
1. Фенилпировиноградная олигофрения.
2. Олигофрения, связанная с сукрозурией или фрукто-
зурией.
3. Олигофрения, связанная с галактоземией.
Б. Клинические формы олигофрении, характеризующиеся со-
четанием слабоумия с наследственными заболеваниями кожи,
костей, сосудистой системы.
1. Ксеродермическая олигофрения.
2. Дизостозическая олигофрения.
3. Ангиодистрофические олигофрении:
а) олигофрения с энцефало-тригеминальным ангиомато-
зом [болезнь Стерджа-Вебера (W.A.Sturge, F.P.Weber)];
б) олигофрения с ретино-церебеллярным ангиоматозом
[болезнь Гиппеля-Линдау (E.Hippel, A.Lindau)].
В. Клинические формы, связанные с хромосомальной абер-
рацией.
Г. Болезнь Дауна.
II г р у п п а. Эмбрио- и фетопатии.
1. Олигофрения, обусловленная краснухой, перенесенной
матерью (рубеолярная эмбриопатия).
2. Олигофрения, связанная с токсоплазмозом.
3. Олигофрения, связанная с конгенитальным сифилисом.
4. Клинические формы олигофрении, связанные с действием
токсического агента.
5. Олигофрения, обусловленная несовместимостью групп
крови у матери и ребенка.
III г р у п п а. Олигофрении, возникающие в связи с
различными вредностями, действующими во время родов и в ран-
нем детстве.
1. Олигофрения, связанная с черепномозговыми травмами:
а) олигофрения, связанная с родовой травмой;
б) олигофрения, вызванная черепномозговой травмой в
постнатальном периоде (раннем детстве).
2. Олигофрения, обусловленная перенесенными в раннем
детстве энцефалитами, менингоэнцефалитами и менингитами.
О с о б а я г р у п п а. Осложненные формы олигофрении,
связанные с гидроцефалией, эндокринными нарушениями и други-
ми факторами.
Отдельные клинические формы олигофрении
Относящаяся к первой группе фенилпировиноградная оли-
гофрения описана норвежским ученым Феллингом (А.Folling).
Предполагается семейный характер заболевания (Джервис). При-
чиной накопления фенилпировинограднойкислоты является недос-
таточность энзима, обеспечивающего окисление фенилаланина и
перевод его в тирозин. Тирозин - исходная субстанция для
гормонов щитовидной железы, эпинефрина, меланина (пигментов
кожи и волос). В клинической картине наряду со слабоумием
обнаруживается ряд характерных признаков: недостаточность
пигментации волос и глаз, уменьшение размеров черепа, боль-
шая верхняя челюсть с широко расставленными зубами,питекоид-
ная походка, повышенный мышечный тонус, атетозные и хореи-
формные гиперкинезы. В моче обнаруживается
фенилпировиноградная кислота. Слабоумие у этих больных дос-
тигает глубокой степени и обнаруживается рано. Дети апатич-
ны, безучастны, иногда двигательно беспокойны. Относительно
реже встречаются легкие формы слабоумия. Олигофрения в связи
с сукрозурией или фруктозурией (нарушение обмена фруктозы,
сахароза не расщепляется в кишечнике и выводится с мочой).
Олигофрения, связанная с галактоземией, - редкое семейное
заболевание, обнаруживаемое вскоре после рождения. В крови и
моче содержится большое количество галактозы. В клинической
картине отмечается сочетание глубокого слабоумия с увеличе-
нием печени и катарактой.
Ксеродермическая олигофрения [синдром Рада (Rud)]
представляет собой сочетание слабоумия с ихтиозом и спасти-
ческими явлениями. В клинической картине отмечается мышечная
гипертония, повышение сухожильных рефлексов, снижение остро-
ты зрения.
Дизостозическая форма олигофрении - слабоумие сочетает-
ся с поражением костной системы. При раннем окостенении ко-
ронарного шва возникает акроцефалия (ненормально высокий
короткий череп). Слабоумие в одних случаях сочетается с эк-
зофтальмом и повышением внутричерепного давления [синдром
Крузона (O.Crouzon)]; в других - с синдактилией кистей и
стоп [синдром Апера (Apert)]. Наблюдаются также нарушения
строения лицевой части черепа - увеличенное расстояние между
орбитами в связи с деформацией основания черепа, сращение
тела основной и решетчатой костей, увеличение малых крыльев
основной кости - гипертелоризм. У больных с арахнодактилией
отмечаются несоразмерно длинные паукообразные конечности,
колобома радужной оболочки, врожденные пороки сердца [синд-
ром Марфана (A.J.Marfan)]. Умственная отсталость в этих слу-
чаях выражена умеренно.
Олигофрения в связи с недоразвитием сосудистой системы
- ангиодистрофические формы. Среди этих клинических форм бы-
ли выделены следующие: 1. Олигофрения с энцефало-тригени-
мальным ангиоматозом (болезнь Стерджа-Вебера). В этих случа-
ях слабоумие сочетается с ангиомами в области тройничного
нерва и очагами кальцинации в затылочной доле мозга. У боль-
ных отмечаются судорожные припадки, гемипарез, глаукома,
гидрофтальм. 2. Олигофрения с ретино-церебеллярным ангиома-
тозом (болезнь Гиппеля-Линдау). Заболевание носит семейный
характер, умственная отсталость сочетается с церебеллярными
симптомами. (В связи с тем, что течение ангиодистрофических
форм еще недостаточно изучено, принадлежность их к олигофре-
нии является спорной).
Вторая группа олигофрении (эмбрио- и фетопатии) являет-
ся количественно наиболее обширной. Клинические особенности
отдельных форм еще сравнительно мало изучены.Известно лишь,
что в тех случаях, когда вредное воздействие имело иместо в
первые месяцы беременности, олигофрения у потомства часто
сочеталась с пороками развития различных органов и систем:
аномалия строения черепа, конечностей, синдактилия, волчья
пасть, заячья губа, нарушение развития глаз, органов слуха,
сердечно-сосудистой системы. При более поздних поражениях
пороков развития костей и внутренних органов не наблюдается,
отмечается лишь недоразвитие и нарушение формирования мозга.
Клинически наиболее изученными формами эмбрио- и фетопатий
являются те, которые обусловлены инфекционными и паразитар-
ными заболеваниями беременных.
Олигофрения, обусловленная краснухой, перенесенной ма-
терью в ервые 3 месяца беременности (рубеолярная эмбриопа-
тия). Клиническая картина зависит от времени начала краснухи
у матери. При заболевании на 36-й день беременности чаще от-
мечаются у ребенка пороки развития глаз: катаракта, микроф-
тальмия, пигментные аномалии сетчатки, колобома радужки; на
46-й день - пороки развития сердца; на 62-й день - недораз-
витие слухового аппарата. Умственное недоразвитие в этих
случаях достигает выраженной степени, нередко наблюдается
микроцефалия, порэнцефалия, реже внутренняя гидроцефалия.
Дети рождаются физически слабыми и плохо развиваются. Отме-
чаются спастические параличи и судорожные припадки. Кроме
краснухи, другие вирусные заболевания также вызывают пораже-
ние плода (паротит, вирусный грипп, энцефалит).
Олигофрения, связанная с токсоплазмозом. Паразит ток-
соплазма гондии обнаруживается у различных домашних живот-
ных, грызунов, кур, голубей и др. Пути передачи человеку
точно еще не установлены.У матери заболевание часто протека-
ет бессимптомно. Паразит проникает в плод через плаценту,
токсоплазма быстро развивается в незрелой нервной ткани и
вызывает серьезные повреждения плода. Слабоумие у больных с
врожденным токсоплазмозом тяжелое и часто сочетается с судо-
рожными припадками, гидроцефалией, болезнями глаз и множест-
венными очагами кальцинации в мозге. Приобретенный токсоп-
лазмоз протекает более благоприятно.
Олигофрения, связанная с конгенитальным сифилисом.
Клинические проявления зависят от времени повреждения плода.
На раннем этапе беременности происходит гибель плода, на бо-
лее позднем отмечаются разнообразные диффузные или местные
мозговые поражения с последующей задержкой развития мозга. В
клинической картине слабоумие сочетается с симптомами конге-
нитального сифилиса: седловидный нос, деформированные зубы,
выступающмие вперед лобные бугры, кератиты, периоститы, по-
ложительные серологические реакции. Сифилис матери действует
на потомство не только путем непосредственной передачи ин-
фекции, но и путем специфической интоксикации.
Олигофрения, обусловленная несовместимостью групп крови
у матери и ребенка. Более всего изучена олигофрения, связан-
ная с резус-фактором. При отсутствии резус-фактора у матери
и положительном резус-факторе у ребенка вырабатываются осо-
бые антитела, которые, поступая в кровь плода, вызывают гемо-
литическую болезнь. Сразу после рождения у такого ребенка
обнаруживается гемолитическая желтуха, анемия, эритроблас-
тоз. В клинической картине олигофрении отмечаются спастичес-
кие параличи, хореоатетозные гиперкинезы, судорожные состоя-
ния, вестибулярные расстройства, глухота, недоразвитие речи.
Патологические изменения в мозге больше всего выражены в ба-
зальных ганглиях и субталямической области.
К группе эмбрио- и фетопатий относится и ряд клиничес-
ких форм олигорении, обусловленных дйствием токсического
агента во внутриутробном периоде (рентгеновское облучение
беременной, химические противозачаточные вещества, диабет,
тиреотоксикоз, сердечно-сосудистые расстройства, почечная
недостаточность, голодание, гипо- и авитаминоз матери и
т.п.). Однако клинические особенности этих орм недостаточно
изучены.
Третья группа олигофрении отличается от двухх предыду-
щих тем, что психическое недоразвитие здесь возникает в свя-
зи с различными вредностями, действущими во время родов и в
раннем детстве. Вызванные ими очаговые поражения мозга и
расстройство крово- и ликворообращения задерживают последую-
щее развитие еще несформировавшихся мозговых структур. В
клинической картине этих форм психического недоразвития мож-
но отметить наряду с типичными для олигофрении признаками и
атипичные - остаточные симптомы перенесенного заболевания.
К этой группе олигофрении относятся: олигофрения, свя-
занная с родовой травмой, которая в большинстве случаев яв-
ляется сложной по своему происхождению. В качестве предрас-
полагающих факторов здесь имеет место значение ряд
патогенных агентов, действующих на плод, вызывающих кисло-
родное голодание, недоношенность. Под влиянием внутриутроб-
ной аноксии возникает ломкость сосудистой стенки, легко нас-
тупают разрывы мелких сосудов мозга: при недоношенности
отмечается недоразвитие сосудистой стенки, пониженная свер-
тываемость крови (низкое содержание протромбина). Все это
способствует возникновению внутричерепных кровоизлияний во
время родов. Поэтому родовые травмы у недоношенных встреча-
ются значительно чаще, чем у детей, рожденных в срок. Трудно
в каждом случае строго разграничить последствия механической
травмы и асфиксии, возникающих во время родов. Механическая
травма чаще наблюдается при патологических и затяжных родах.
При сильном сдавлении головки возникают разрывы синусов, по-
перечного и продольного, обширные гематомы в области большой
вены. Возможны и субдуральные гематомы и кровоизлияния в ве-
щество мозга. Тяжелая асфиксия также вызывает разрыв или
тромбоз сосудов с последующими геморрагиями и некрозом кле-
ток. Повреждения, вызванные родовой травмой и асфиксией, за-
держивают последующее развитие мозговых структур, что прояв-
ляется в недоразвитии психики. В анамнезе детей, страдающих
олигофренией, родовые травмы встречаются относительно чаще,
чем у здоровых.
Черепно-мозговая травма и постнатальном периоде (в ран-
нем детстве) может служить причиной возникновения олигофре-
нии только при тяжелых мозговых повреждениях. Одним из пос-
ледствий травмы является хроническая гидроцефалия с повыше-
нием внутричерепного давления. Предполагается, что длитель-
ные нарушения ликворообращения задерживают развитие более
дифференцированных несформировавшихся отделов мозга и приво-
дят к психическому недоразвитию (Б.Н.Клосовский).
Олигофрения, обусловленная перенесенными в раннем детс-
тве энцефалитами, менингоэнцефалитами и менингитами. Задерж-
ки психического развития были описаны также после тяжелых
инфекций, осложненных энцефалитами (корь,грипп, дизентерия,
пневмония, коклюш и др.).Клинические особенности олигорении,
типичные для того или иного вида инфекции, еще не изучены.
Общим для всех этих форм олигофрении является то, что в их
симптоматике наряду с признаками психического недоразвития
отмечаются последствия очаговых поражений в виде парезов,
параличей, гиперкинезов (хореиформных и атетозных). Кромето-
го, в клинической картине большое место занимает ряд других
атипичных для олигофрений признаков: приступы психомоторного
возбуждения с агрессивными реакциями, резкие головные бо-
ли,головокружения, судорожные припадки. Умственная работос-
пособность этих больных и приспособляемость их к жизненным
требованиям относительно ниже, чем при других формах олигоф-
рении с той же степенью интеллектуального дефекта, вследс-
твиее их резкой утомляемости, неспособности к усилию и нап-
ряжению.
Олигофрении, сочетающиеся с эндокринными нарушениями
или с гидроцефалией, называются осложненными.
Олигофрения, сочетающаяся с дисфункцией эндокринных же-
лез, может наблюдаться и при внутриутробных, и при ранних
постнатальных поражениях. При гипотиреоидных формах психи-
ческие процессы резко замедлены,больные вялы, атипичны,
иногда раздражительны, ворчливы. Отмечаются резкая отста-
лость в росте, диспластичность телосложения, короткие конеч-
ности при массивном туловище, широкое уплощенное переносье,
микседематозные явления. В картине олигофрении, сочетающейся
с гипофизарными расстройствами, отмечается ряд атипичных для
олигофреним симптомов: эпизодически наступающие состояния
возбуждения, расстройства настроения, смена вялости и эйфо-
рии. В физическом состоянии этих больных наблюдается ряд
признаков, типичных для дисфункции той или иной доли гипофи-
за (гипофизарный гигантизм или нанизм, адипозогенитальная
дистрофия).При гипопаратиреозе олигофрения сочетается с ги-
покальциемией, гиперфосфатемией, нарушением роста зубов,
ногтей, иногда тетанией.
Осложнение гидроцефалией может наблюдаться при различ-
ных по своему происхождению формах олигофрении. Причиной
гидроцефалии могут быть как пороки развития мозга, так и
различные вредности, перенесенные на разных этапах внутриут-
робного и раннего постнатального развития. При осложнении
гидроцефалией клиническая картина олигофрении приобретает
ряд новых особенностей. Наряду с признаками психического не-
доразвития отмечаются головные боли, головокружения и ряд
местных симптомов (парезы, параличи, поражение зрения в свя-
зи с давлением на хиазму). Вследствие давления на гипофиз
часто наблюдаются эндокринные нарушения. Больные часто эйфо-
ричны, склонны к шуткам и резонерству. Речь сравнительно
меньше страдает, чем при других формах олигофрении. Чаще от-
мечаются хороший музыкальный слух и богатая механическая па-
мять. Психопатоподобные состояния у таких больных наблюдатся
относительно часто.
Приведенная группировка олигофрений не может рассматри-
ваться как окончательная и общепринятая. Нет единого мнения
и в отношении включения отдельных форм олигофрений в ту или
другую группу. Так, болезнь Апера (олигофрения с явлениями
акроцефалии и синдиктилией кистей и стоп) Джервич считает
заболеванием, связанным с доминантным геном, тогда как дру-
гие авторы наблюдали эту форму также при олигофрении, выз-
ванной краснухой беременных (Г.Маунтер).
Кроме перечисленных форм олигофрений, этиология которых
более или менее ясна, имеется еще ряд других, о происхожде-
нии которых существуют различные мнения. К ним относится бо-
лезнь Лангдона Дауна. В течение многих лет заболевание это
рассматривалось как эмбриопатия. В настоящее время имеются
данные, устанавливающие, что в основе болезни Дауна лежит
ромосомальная аберрация (трисомия). Однако причины болезни
остатся неясными; не исключено значение таких факторов, как
пожилой возраст матери, истощение ее генеративной функции,
токсоплазмоз и др.
Существуют клинически очерченные формы олигофрений,
этиология которых различна. Так, микроцефалия может быть в
одних случаях семейной формой олигофрении, в других - эмбри-
опатией, в третьих - следствием ранних церебральных пораже-
ний.
_2ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Мышление, таким образом, дает возможность человеку на
основании обобщений, вскрытых причинно-следственных связей в
отдельных явлениях предвидеть возникновение таких явлений,
которые в данный момент не существуют или которые в данный
момент мы не наблюдаем. При нарушении этой способности фор-
мируются самые разнообразные психопатологические феномены,
основные из которых были рассмотрены в лекции.